Специалисты
Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве
20
января
2024
1. Игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
4. Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.
5. Помогают проводить работу над развитием просодических (мелодико-интонационных) компонентов речи.
6. Регулируют силу и точность движения.
7. Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.
8. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
9. Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
10. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов — лёгких, сердца, улучшают обмен веществ.
Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Мы предлагаем подборку игр с мячом, которые могут быть использованы на различных этапах коррекционной работы.
Наша система упражнений с мячом направлена на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле.
Все эти игры не требуют большого пространства. Их можно проводить даже дома.
1. «Вратарь»
Цель: закрепление умения различать правую и левую стороны, развитие быстроты реакции, точности движения.
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребёнку, одновременно предупреждая его, куда должен лететь мяч. Ребёнок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.
Ребёнок:
Вратарём зовусь не зря:
Мяч всегда поймаю я.
Взрослый:
Раз, два, три —
Справа (слева, прямо) мяч, смотри!
2. «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»
Цель: закрепление умения различать правую и левую стороны пространства, развитие ручной моторики.
Оборудование: маленькие мячи или шарики.
Ход игры. Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребёнка к другому по инструкции взрослого: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Диме?» Важно удержать мяч на столе.
3. «Мячик прыгает по мне — по груди и по спине»
Цель: закрепление знания частей тела и ориентировки в пространстве (справа — слева, впереди — сзади), закрепление употребления предлогов. Оборудование: мячи, сшитые из ткани, теннисные мячи. Ход игры. Дети выполняют задания по инструкции взрослого.
Взрослый:
В правую руку свой мячик возьми,
Над головою его подними
И перед грудью его подержи.
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и другим улыбнись.
Правого плечика мячик коснётся
И ненадолго за спину вернётся.
С голени правой да к левой ступне,
Да на живот — не запутаться б мне.
4. «Попади в ворота»
Цель: закрепление умения ориентироваться (справа — слева, впереди — сзади, прямо), развитие моторики.
Оборудование: мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из деталей конструктора или кубиков.
Ход игры. По заданию взрослого дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребёнка).
Взрослый:
От ворот — поворот
Вправо и наоборот.
5. «Справа, слева, впереди — в обруч точно попади!»
Цель: закрепление умения ориентироваться в пространстве (справа, слева), развитие моторики, ловкости, внимания, памяти, закрепление навыков счёта.
Оборудование: небольшие обручи двух цветов, мячи.
Ход игры. Ребёнок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу, и выполняет задания взрослого.
Задания:
Какой обруч находится слева (справа)?
Стукни три раза мячом в правый обруч.
Стукни три раза мячом в левый обруч.
Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый обруч.
Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой.
6. Комплекс упражнений для ног с элементами самомассажа
Выполняется сидя на стуле.
Вариант 1. Дети катают мяч вперёд назад стопой правой и левой ноги поочерёдно.
Разомнём мы ноги сами, Покатаем мяч ногами. Правой ногою туда и сюда — Левая всё повторяет всегда.
Вариант 2. Мяч катается одновременно двумя ногами вперёд-назад.
Обе ноги мы на мячик поставим,
Взад и вперёд покататься заставим.
Взрослый: В каком направлении ты катишь мяч?
Вариант 3. Мяч катается двумя ногами одновременно по кругу.
Круг на полу нарисуем мячом,
Только ногами — не лбом, не плечом.
Взрослый: Как ты катаешь мяч?
7. «Мячик — об пол и поймай, да смотри же, не роняй!»
Упражнение выполняется сидя на стуле. Ноги развели,стукнули мячиком перед собой, свели ноги.
8. «Справа, слева я стучу —
перепутать не хочу!»
Упражнение выполняется сидя на стуле, ноги вместе.
Ребёнок выполняет удары мячом справа и слева от себя.
Справа два, а слева три. Справа трижды повтори. Справа раз,а слева два. Не запутался едва.
9. «Я по стульчику стучу и по полу — где хочу!»
Упражнение выполняется стоя перед стулом. Ребёнок, по инструкции взрослого, ударяет мячом по сиденью стула, по полу справа, по полу слева, в различных вариантах.