Специалисты

Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве

20

января

2024

1.  Игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвиж­ности на занятиях.

3.  Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.

4.  Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в простран­стве.

5.  Помогают проводить работу над развитием просодических (мелодико-интонационных) компонентов речи.

6. Регулируют силу и точность движения.

7. Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он мо­жет быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.

8. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что осо­бенно важно для гипервозбудимых детей.

9.  Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.

10. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов — лёгких, сердца, улучшают обмен веществ.

Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Мы предлагаем подборку игр с мячом, которые могут быть использованы на раз­личных этапах коррекционной работы.

Наша система упражнений с мячом направлена на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле.   

Все эти игры не требуют большого пространства. Их можно проводить даже дома.

1. «Вратарь»

Цель: закрепление умения различать правую и левую стороны, развитие быстроты реакции, точности движения.

Ход игры. Взрослый бросает мяч ребёнку, одновременно предупреждая его, куда должен лететь мяч. Ребёнок должен сделать вратарское движение в за­данном направлении.

Ребёнок:

Вратарём зовусь не зря:

Мяч всегда поймаю я.

Взрослый:

Раз, два, три —

Справа (слева, прямо) мяч, смотри!

2. «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»

Цель: закрепление умения различать правую и левую сто­роны пространства, развитие ручной моторики.

Оборудование: маленькие мя­чи или шарики.

Ход игры. Дети садятся во­круг стола. Мяч прокатывается от одного ребёнка к другому по инструкции взрослого: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Диме?» Важно удержать мяч на столе.

3. «Мячик прыгает по мне — по груди и по спине»

Цель: закрепление знания частей тела и ориентировки в пространстве (спра­ва — слева, впереди — сзади), закрепление употребления предлогов. Оборудование: мячи, сшитые из ткани, теннисные мячи. Ход игры. Дети выполняют задания по инструкции взрослого. 

Взрослый: 

В правую руку свой мячик возьми, 

Над головою его подними 

И перед грудью его подержи. 

К левой ступне не спеша положи. 

За спину спрячь и затылка коснись. 

Руку смени и другим улыбнись. 

Правого плечика мячик коснётся 

И ненадолго за спину вернётся. 

С голени правой да к левой ступне, 

Да на живот — не запутаться б мне. 

4. «Попади в ворота» 

Цель: закрепление умения ориентироваться (справа — слева, впереди — сзади, прямо), развитие моторики. 

Оборудование: мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из де­талей конструктора или кубиков. 

Ход игры. По заданию взросло­го дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, спра­ва, сзади ребёнка). 

Взрослый: 

От ворот — поворот 

Вправо и наоборот.

5. «Справа, слева, впереди — в обруч точно попади!» 

Цель: закрепление умения ориентироваться в пространстве (справа, слева), развитие моторики, ловкости, внимания, памяти, закрепление навыков счёта.

Оборудование: небольшие обручи двух цветов, мячи. 

Ход игры. Ребёнок с мячом становится между двумя обручами разного цве­та, лежащими на полу, и выполняет задания взрослого. 

Задания: 

Какой обруч находится слева (справа)? 

Стукни три раза мячом в правый обруч. 

Стукни три раза мячом в левый обруч.

Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый обруч.

Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой.

6. Комплекс упражнений для ног с элементами самомассажа 

Выполняется сидя на стуле. 

Вариант 1. Дети катают мяч вперёд назад стопой правой и левой ноги поочерёдно.

Разомнём мы ноги сами, Покатаем мяч ногами. Правой ногою туда и сюда — Левая всё повторяет всегда.

Вариант 2. Мяч катается одновремен­но двумя ногами вперёд-назад.

Обе ноги мы на мячик поставим,

Взад и вперёд покататься заставим.

Взрослый: В каком направлении ты катишь мяч?

Вариант 3. Мяч катается двумя нога­ми одновременно по кругу.

Круг на полу нарисуем мячом,

Только ногами — не лбом, не плечом.

Взрослый: Как ты катаешь мяч?

7. «Мячик — об пол и поймай, да смотри же, не роняй!»

Упражнение выполняется сидя на стуле. Ноги развели,стукнули мячиком перед со­бой, свели ноги.

8. «Справа, слева я стучу —

перепутать не хочу!»

Упражнение выполняется сидя на стуле, ноги вместе.

Ребёнок выполняет удары мячом справа и слева от себя.

Справа два, а слева три. Справа трижды повтори. Справа раз,а слева два. Не запутался едва.

9. «Я по стульчику стучу и по полу — где хочу!»

Упражнение выполняется стоя перед стулом. Ребёнок, по инструкции взрос­лого, ударяет мячом по сиденью стула, по полу справа, по полу слева, в раз­личных вариантах.